ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ КОТЁЛ СЛУЖИЛ ДОЛГО
Современные модели бытовых газовых котлов рассчитаны на круглосуточную работу в течение всего отопительного сезона, кото­рый в российских климатических условиях длится до 7-9 месяцев. По­скольку в процессе использования тепловое оборудование подвергает­ся серьёзным нагрузкам, для беспроблемной эксплуатации и продления срока службы оно должно проходить регулярное техническое обслужи­вание. Попробуем разобраться, какие процедуры входят в перечень сервисных работ, почему они так важны и кому стоит доверить эту работу.
С чего начинается выбор котла?
Когда речь заходит о комплектации автономной системы отопления частного дома, коттеджа или коммерческих объектов (мини-гостиниц, кафе и пр.), собственники зачастую не видят различия между выбором газового котла и крупной бытовой техники - холодильников, стиральных машин и т. п. Основные критерии во всех случаях - это цена, известность бренда, а также технические и потребительские характеристики.
Между тем различие весьма существенно: установка или замена га­зового оборудования возможна только после согласования проекта с местной газовой службой, что требует немало времени и средств. Кроме того, для любых работ с отопительным котлом нужны соответствующие допуски и разрешения, то есть приходится привлекать организации, спе­циализирующиеся на таких услугах. Поэтому при выборе газового котла особое внимание должно уделяться его надёжности, безотказности и сроку службы, чтобы собственник лишний раз не сталкивался с регули­рующими органами.
Ещё одно кардинальное отличие отопительного оборудования от бы­товой техники состоит в необходимости проводить его регулярное техни­ческое обслуживание. Эта обязанность прописана в Постановлении Пра­вительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для
обеспечения комму­
нально-бытовых нужд граждан». Более того, большинство произво­дителей котлов увязы­вают гарантийные обязательства с про­ведением регулярного технического обслужи­вания (ТО). Например, 5-летняя гарантия на все модели бытовых котлов FRISQUET сохраняется при условии, если оно не реже одного раза в год проходит ТО сертифицированным специа­листом.
Таким образом, уже на стадии выбора модели котла собственник объекта недвижимости должен чётко представлять, какие именно органи­зации будут заниматься монтажом и техническим обслуживанием обору­дования.
Работающий га­зовый котёл претер­певает целый ряд негативных измене­ний. На горелке, в камере сгорания и в системе отвода ды­мовых газов оседает сажа. На внутренних поверхностях тепло­обменника, через который прогоняется весь объём теплоно­сителя,накаплива­ется известковый осадок (накипь). Всё это не только снижает эффективность работы обо­рудования, но и может привести к преждевременному выходу из строя самых дорогостоящих компонентов. Ещё одна потенциальная угроза - скачки напряжения, которые могут влиять на электронику котла.
Отсюда вытекают основные задачи ТО: устранить все загрязнения, а также выявить узлы и детали, которые требуют ремонта или замены, и тем самым свести к минимуму риск поломки и остановки оборудования в отопительный сезон.
В перечень регламентных работ входит до 30 пунктов. Вот самые важные из них:
- осмотр подсоединенной системы подачи воздуха и отвода дымовых газов;
       - для моделей с при­нудительной тягой - очи­стка от загрязнений венти­лятора отвода дымовых газов;
       - очистка загрязнений камеры сгорания;
       - проверка и очистка теплообменника;
- очистка и регулировка газовой горелки и электрода розжига;
- очистка бойлера и при необходимости замена магниевого анода.
Также проводится целый ряд тестов и проверок, в том числе:
- мембранного расширительного бака и предварительного давления в нём;
- циркуляционного насоса;
- герметичности всех гидравлических подключений;
- розжига и процесса горения;
- входного статического и динамического давления газа;
- герметичности компонентов газового тракта;
- работоспособности предохранительных устройств и систем безо­пасности.
Весь комплекс работ опытные сервисные инженеры выполняют за 2­3 часа. Стоимость однократного сервисного обслуживания бытового кот­ла зависит от региона проживания, мощности оборудования и его моде­ли, но в среднем составляет от 7 до 10 тыс. руб.
Не все из перечислен­ных пунктов ТО обязатель­но выполняются ежегодно.
Во многом это зависит от конструкционных особенно­стей. Например, бюджетные модели с пластинчатыми стальными теплообменни­ками очень чувствительны к отложениям накипи, из-за которых КПД котла стреми­тельно уменьшается, а узел может выйти из строя (прогореть).
Гораздо более надёжны и устойчивы к накипи трубчатые медные теп­лообменники, которые используются в некоторых моделях премиального сегмента. Так, в бытовых настенных и напольных котлах FRISQUET они имеют диаметр 30 мм, то есть их пропускное сечение до 20 раз больше, чем в теплообменниках с пластинчатым оребрением. Это значительно замедляет накопление загрязнений на внешних и внутренних поверхно­стях труб и предотвращает падение КПД, а заодно и снижает необходи­мость в промывках специальными реактивами.
Также в зависимости от конструкции может различаться и регламент обслуживания бойлеров, которые часто используются с 1-контурными и 2- контурными котлами. Так, в обычных эмалированных бойлерах для пре­дотвращения электрохимической коррозии и накопления осадка приме­няется магниевый анод, который постепенно разрушается и требует ре­гулярной замены. Бойлеры UPEC из нержавеющей стали, которые рабо­тают с бытовыми котлами FRISQUET, не имеют в конструкции магниевого анода, соответственно, его не нужно менять.
«Мы занимаемся монтажом и обслуживаем отопительного оборудо­вания более 13 лет. В своей практике встречали котлы FRISQUET, кото­рые работали в постоянном режиме по 10 лет без сервисного обслужива­ния и каких-либо поломок, - рассказывает Алексей Ненашев, финансовый директор компании «Комплексные инженерные технологии “КИТ”», авто­ризованного сервисного центра FRISQUET. - Однако при таком легко­мысленном отношении к обслуживанию повышается вероятность серьёз­ных неисправностей, а также растёт расход газа и снижается КПД. Только ежегодное ТО позволяет котлам в полной мере проявить высокие показа­тели надёжности и экономичности».
Как выбрать сервисную компанию?
Простое перечисление пунктов регулярного ТО показывает, что эту ответственную процедуру нельзя доверить любому мастеру, имеющему допуск к работе с газовым оборудованием.
«Качественные и надёжные бытовые котлы стоят недёшево, так что ежегодное техническое обслуживание должно проводиться только спе­циалистами, которые прошли обучение и аттестацию у производителя данного агрегата», - отмечает Армен Калинин, директор по развитию компании FRISQUET, лидера французского рынка отопительного обору­дования.
Одна из наиболее распространённых проблем российских сервисных сетей, обслуживающих котлы известных производителей, - это неготов­ность к текущему ремонту, который может понадобиться в ходе ТО или при возникновении серьёзных неисправностей в отопительный сезон. Вначале специалист выезжает на диагностику, потом следует долгое (до нескольких дней или даже недель) ожидание поступления запчастей на склад. Особенно велики задержки, если идёт речь о ремонте старых мо­делей, которые уже не выпускаются.
«От наших сервисных партнёров мы требуем наличия на их складе необходимого набора запчастей на всю линейку котлов FRISQUET. Более того, нашим стандартом обслуживания является принцип “Решение лю­бой проблемы за один выезд специалиста”. То есть во время выезда к клиенту у сервисного инженера должен быть полный набор запчастей на данную модель (за исключением теплообменника), - рассказывает Армен Калинин, директор по развитию компании FRISQUET. - Со своей стороны мы гарантируем поставки всех необходимых деталей и узлов в течение 20 лет после прекращения серийного производства оборудования».
Итак, наряду с техническими характеристиками приходится учитывать доступность квалифицированных и регулярных работ по техническому обслуживанию, от которых зависят срок службы и экономичность котла. Игнорирование ТО рано или поздно приведёт к дорогостоящему ремонту или полной замене теплового оборудования.

                                                                            пресс-служба


Газета "Стройка"
Верхневолжье
SOCIAL MEDIA

Адрес редакции:
153000, г. Иваново,
ул. Палехская,4, оф.5
тел.(4932) 486-596
E-mail: stroyka.ivanovo@mail.ru